«Чекист» — художественный фильм из проекта «Русские повести», снятый Александром Рогожкиным в 1991 году. Фильм снят по повести Владимира Зазубрина «Щепка» (1923).Действие происходит в страшные времена «красного террора», когда без суда и следствия были уничтожены миллионы людей. Кто приводил в действие адскую машину смерти? Психологический портрет революционного палача — в центре фильма. Главный герой — начальник губернского ЧК, принимающий участие в вынесении приговоров и расстрелах сотен людей.Сюжет :
Сотрудники ЧК Андрей Срубов, Ян Пепел и Исаак Кац, зачитывают длинные списки врагов советской власти — тех, кто служил у белых или помогал им; тех, кто на кухне ругал большевиков; тех, чья вина состоит лишь в неподходящем социальном положении. Приговор чекисты выносят сами, он всегда молниеносен, одинаков и безоговорочен: расстрел. Пытаясь соблюдать «революционную законность», которая, по их мнению, заключается лишь в отдельном рассмотрении каждого конкретного дела, «судьи» превращают зачитывание списков в рутину: их «суд» настолько бездушен и бездумен, что они могут приговорить к смерти самих себя.
После вынесения приговора заключённых выводят из камер и отправляют в подвальную душевую, где приказывают раздеться, ставят по пять человек к стене и расстреливают в затылок. Затем трупы выволакивают наружу, откуда ежедневно выезжает грузовик, переполненный расстрелянными людьми.
Одна из центральных тем фильма — внутренняя трагедия интеллигента Срубова, которая выражается в его попытке оправдать насилие нуждами Революции. В отличие от своих малообразованных соратников, для которых Революция — дело исторической мести благородному сословию, Срубов пытается выстроить философию, которая могла бы оправдать кровопролитие общественным благополучием. Априорная неразрешимость данного вопроса приводит его к невыносимым мукам совести и далее к окончательному умопомешательству. Ведь жизнь в окружении мёртвых оказывается куда страшнее, чем смерть в окружении живых.
Фильм «Чекист» относится к тем произведениям кинематографа, которые обязательны к просмотру, особенно молодому поколению. Такие факторы, как актерская игра, операторская и режиссерская работы, звук, монтаж и т. д. в данном случае не являются главными. Главное в «Чекисте» — это демонстрация того, что из себя представляет красная машина смерти, пришедшая к власти в России в результате государственного переворота. Начиная с царя и заканчивая посудомойщицей — все они подпадали под категорию «врагов народа», только за то, что не падали на колени перед чудовищным человеконенавистническим режимом.
«Чекист» наглядно показывает нам, почему это больше никогда не должно повториться. Почему сравнимая с нацизмом коммунистическая идеология должна быть запрещена раз и навсегда. Почему эта страница должна быть вырвана из истории России и сожжена.
Жертв красного террора должны помнить всегда.
Сотрудники ЧК Андрей Срубов, Ян Пепел и Исаак Кац, зачитывают длинные списки врагов советской власти — тех, кто служил у белых или помогал им; тех, кто на кухне ругал большевиков; тех, чья вина состоит лишь в неподходящем социальном положении. Приговор чекисты выносят сами, он всегда молниеносен, одинаков и безоговорочен: расстрел. Пытаясь соблюдать «революционную законность», которая, по их мнению, заключается лишь в отдельном рассмотрении каждого конкретного дела, «судьи» превращают зачитывание списков в рутину: их «суд» настолько бездушен и бездумен, что они могут приговорить к смерти самих себя.
После вынесения приговора заключённых выводят из камер и отправляют в подвальную душевую, где приказывают раздеться, ставят по пять человек к стене и расстреливают в затылок. Затем трупы выволакивают наружу, откуда ежедневно выезжает грузовик, переполненный расстрелянными людьми.
Одна из центральных тем фильма — внутренняя трагедия интеллигента Срубова, которая выражается в его попытке оправдать насилие нуждами Революции. В отличие от своих малообразованных соратников, для которых Революция — дело исторической мести благородному сословию, Срубов пытается выстроить философию, которая могла бы оправдать кровопролитие общественным благополучием. Априорная неразрешимость данного вопроса приводит его к невыносимым мукам совести и далее к окончательному умопомешательству. Ведь жизнь в окружении мёртвых оказывается куда страшнее, чем смерть в окружении живых.
Фильм «Чекист» относится к тем произведениям кинематографа, которые обязательны к просмотру, особенно молодому поколению. Такие факторы, как актерская игра, операторская и режиссерская работы, звук, монтаж и т. д. в данном случае не являются главными. Главное в «Чекисте» — это демонстрация того, что из себя представляет красная машина смерти, пришедшая к власти в России в результате государственного переворота. Начиная с царя и заканчивая посудомойщицей — все они подпадали под категорию «врагов народа», только за то, что не падали на колени перед чудовищным человеконенавистническим режимом.
«Чекист» наглядно показывает нам, почему это больше никогда не должно повториться. Почему сравнимая с нацизмом коммунистическая идеология должна быть запрещена раз и навсегда. Почему эта страница должна быть вырвана из истории России и сожжена.
Жертв красного террора должны помнить всегда.
Коментар